?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эту книжку написал Юваль Арари на основе курса лекций, которые он читает в Еврейском университете в Иерусалиме.

(Курс этот доступен на видео).


Книжка вышла на иврите (бестселлер) и на английском, готовится немецкий перевод.
Книга прослеживает макро историю вида Homo Sapiens, начиная с момента появления критического отличия этого вида от остальных биологических созданий, и кончая нашими днями с прогнозами на ближайшие несколько сот лет.
Это ключевое начальное событие автор определяет как "языковую революцию" (появление языков, давших людям возможность общаться и взаимодействовать) и указывает довольно определенные временные рамки - примерно 70000 лет назад. Именно эта возможность, по мнению автора, дала Homo Sapiens возможность систематически уничтожить другие виды человека (то есть относящиеся к тому же роду Homo), например неандертальцев, которые были выше и сильнее Sapiens'ов, даже объём черепной коробки у них был выше.
Откуда взялась цифра 70000? Датируя ископаемые останки, историки пришли к выводу, что вид Homo Sapiens зародился в восточной Африке примерно 200000 лет тому назад и оттуда 60000-70000 лет назад стал распространяться по всему миру, систематически уничтожая другие виды человека (последних неандертальцев прикончили на территории современной Испании 30000 лет назад, Homo denisova – 40000 лет назад в Сибири, Homo floresiensis – 12000 лет назад в Индонезии). Далее, на ближнем востоке (через который проходил путь исхода из Африки) обнаружены неподалеку друг от друга останки человека разумного и неандертальцев. Возраст этих останков около 100000 лет - время первого, неудачного исхода из Африки. Значит, делает вывод автор, в это время языковая революция еще не произошла, и так он приходит к дате появления языков.
Разумеется, многие другие животные общаются между собой (с помощью звуков, движений, выделения запахов), достигая зачастую большого разнообразия передаваемых сообщений. По мнению автора, сущность языковой революции состояла в появлении способности обсуждать отвлечённые, абстрактные темы – Арари прибегает к термину «вымышленная реальность», или «миф», это одна из центральных тем книги. Он считает, что само понятие «племя», которое объединяло людей для совместной деятельности (например, собраться толпой в несколько сот особей и уничтожить семью неандертальцев), было доступно лишь Homo Sapiens, и таким образом составило его решающее преимущество перед остальными животными. Отметим, например, что Homo Sapiens – единственный вид человека, сумевший переселиться в Австралию (примерно 45000 лет назад). В книге подробно разбираются и другие важные абстрактные понятия, «мифы», которые, став общими для группы людей, объединяли их для замечательный достижений. К числу таких мифов он относит деньги, справедливость, религию, народ, империю, коммерческую компанию, и о каждом рассказывает массу интересного. Далее идут тоже очень интересные разделы про сельскохозяйственную и научную революции. Я перескачу к предпоследней главе, про историю счастья.
Автор обсуждает вопрос о том, стал ли человек счастливее после всех своих достижений, и возможно ли это вообще. Разбираются три подхода. Психологический подход к измерению счастья основан на том, что людям задают вопросы типа: «Насколько счастливым вы себя ощущаете?» Известно, что значительные события, типа выигрыша в лото или, наоборот, серьёзного ранения, изменяют такое субъективное ощущение счастья – но лишь на ограниченное время, через несколько месяцев это ощущение возвращается к прежнему уровню. С другой стороны, важное влияние на это субъективное ощущение оказывают социальные связи человека. А поскольку за последние пару сотен лет они очень ослабли вследствие исчезновения общины и разрушения расширенной семьи, то счастья нам не прибыло.
Второй разбираемый им подход к счастью основан на физиологии. Ощущение счастья или страдания основано в основном на содержании определённых гормонов в крови (из перечисленных автором я слышал только про серотонин). Таким образом, общественные изменения оказывают незначительное влияние на уровень нашего счастья. Важное исключение – это появившийся в 1960 году прозак и всё, что за ним последовало, то есть лекарства, способные во многих случаях менять содержание различных гормонов и таким образом существенно изменять ощущения счастья.
Третий подход буддистский. Здесь говорится о том, что погоня за приятными ощущениями и бегство от страданий – такой же самообман, как попытка оттолкнуть одни набегающие на берег волны и уловить другие. Что забота о том, что с нами будет, и концентрация на ощущениях – это и есть несчастье, и от этого-то и нужно избавиться. Последняя глава, которая называется «Конец Homo Sapiens»,  обсуждает вопрос об изменениях, которые с нами происходят сейчас или в ближайшем будущем (генная инженерия и искусственные органы). Эти изменения могут стать основой изменения понятия о счастье в этом буддистском направлении. Всвязи с этими надвигающимися изменениями в человеческой природе мы должны ответить на вопрос: «Кем мы хотим быть?», или, как говорить Арари, «Чего мы хотим хотеть?»
В книжке попадаются утверждения, вызывающие желание спорить. Но я очень рад, что мне её посоветовали прочитать.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
botanik58
Apr. 30th, 2013 07:41 pm (UTC)
Еще один Лысенко?
dvoranit
Apr. 30th, 2013 09:12 pm (UTC)
Не уверена, что замахнусь на книжку, но Ваш пост прочла с интересом.
Ну, я из поколения, которое воспитывали " в духовности", поэтому трудно мне поверить в физиологические причины счастья. Т.е. заснуть в обнимку - это может сделать счастливым, а вот таблетка....Но не ела, не берусь спорить. Но не верю!
"К числу таких мифов он относит деньги, справедливость, религию, народ, империю, коммерческую компанию, и о каждом рассказывает массу интересного." А про коммуны - пишет?
ztatyan
May. 1st, 2013 04:14 am (UTC)
Прозак и подобные препараты спасли множество людей от депрессии. Речь идёт о такой степени подавленности, когда человек не в состоянии встать с постели. Препараты эти помогают не всем, но многим. Когда речь идёт о более лёгком ощущении угнетённости, эффективность этих лекарств ниже, хотя многие люди не могут без них обойтись.
О разных коммунах он рассуждает. Например, когда объясняет, что только с помощью веры в общие мифы можно организовать совместную деятельность групп людей численностью более 150 человек (до этого они могут взаимодействовать на основе личного знакомства). Он отмечает, что в 1928 году киббуцное движение разделилось на "חבר הקבוצות" и "הקיבוץ המאוחד". Второе из этих объединений поддерживало идею создания больших кибуцев, тогда как первое утверждало, что если в кибуце более 50 человек, то невозможно всех хорошо знать друг друга, а без этого кибуц не будет правильно функционировать.
А если вам неохота читать, но всё равно интересно - вы можете послушать лекции!
dvoranit
May. 1st, 2013 04:43 am (UTC)
Ох, знаю я человека, который именно не в состоянии встать с постели... Только он сказал, что никакому врачу не доверит свои мозги.Плохо укладывается в моей головушке, что найденное нужное слово и таблетка могут действовать одинаково. Что Блок слышал музыку революции, потому что был болен. Или наоборот, перестал слышать, когда ему стало хуже...
Очень интересно про коммуны!Про коммуны вообще и про киббуцы в частности. Я немножко Шалева почитала.С болью в сердце.
Читать мне гораздо больше охота, чем слушать, я такая, но на иврите я только Амоса Оза...и то однажды! Придётся напрячься, уж очень интересно!
ztatyan
May. 1st, 2013 03:49 am (UTC)
Большинство его идей мне кажутся разумными. Конечно, когда речь идёт об отдалённом прошлом, фактов недостаточно, но он хотя бы рассказывает о тех, что есть, в обоснование своих теорий.
ab_epistulis
Apr. 30th, 2013 10:10 pm (UTC)
Ну вот, пошла на Амазон заказывать, а у них нет. Звучит как очень вкусная книга. Прочту как только Kindle edition появится. Лингвоцентричность мне нравится!
ztatyan
May. 1st, 2013 03:53 am (UTC)
Попробуйте вот через эту ссылку - так можно заказать. Я её вставил в текст тоже взамен недействительной.
ab_epistulis
May. 1st, 2013 04:13 am (UTC)
Александр, спасибо, но я, к сожалению, не читаю на иврите, так что мне придется ждать пока Амазон не выложит перевод на английский :(
ztatyan
May. 1st, 2013 04:18 am (UTC)
Извините, не заметил. Он в интервью сказал, что перевёл сам и вложил на Амазон, а потом ещё заключил договор с издательством, так я решил, что это уже регулярное издание появилось. Надо думать, издательство его попросило убрать этот самопальный перевод, чтобы не вредить продажам.
ab_epistulis
May. 1st, 2013 04:28 am (UTC)
Там странное что-то, люди в отзывах писали, что на Киндловской версии были проблемы со шрифтами (как будто некоторые вставки были в .pdf, но на перевод никто не жаловался, так что, похоже, он был хорошим. Да и paperback же на английском вышла. Скорее всего закончится дело тем, что я просто дойду до Widener и возьму почитать на бумаге, я почитала и Ваш и просто отзывы, идеи кажутся интересными.
marinagra
May. 1st, 2013 08:21 pm (UTC)
Как интересно, спасибо, Саша, что Вы так четко и внятно изложили суть книги. Это не так-то просто.
ztatyan
May. 1st, 2013 08:43 pm (UTC)
И мне было очень интересно, но я пересказал только малую часть.
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

worse than a monkey
ztatyan
Александр Заславский

Latest Month

June 2016
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars